Когда цветет сакура (Продолжение)

11.04.2013            

            На японском слова Киото и Токио обозначаются одними и теми же иероглифами, стоящими в разном порядке. "ТО-КИО" - "КИО-ТО". Две столицы – древняя и современная. 

            В давние времена столицы кочевали в Японии из города в город. Зачастую кочевали и дворцы императоров. Всякий раз, когда император умирал во дворце, а не на поле битвы, место смерти считалось оскверненным, там была плохая аура и вообще оно становилось не благоприятным для жизни правителя. Ну как же в такой ситуации не переехать? 

            Все это продолжалось пока однажды один из сегунов, гостивших в Китае, не увидел, что китайцы никуда не переезжают и продолжают пользоваться одним и тем же дворцом даже после того как в нем произошли не самые счастливые события. 

            Нужно сказать, что Китай всегда оказывал значительное влияние на образ жизни, мировоззрения, религиозный уклад и даже философские убеждения японцев. Ведь даже в период, когда Япония объявила себя закрытой страной - она была открыта для Китая. 

            Зачастую унаследованное от китайцев укоренялось и продолжало жить в Японии и после того как китайцы сами отказывались от него. Так, например, произошло с некоторыми архитектурными стилями или синтоизмом, пришедшим в Японию на заре нашей эры из Китая. 

            Так вот, следуя китайской традиции, столицу Японии прекратили таскать с места на место и она на 800 лет обосновалась в Киото.

            В первый день нам рассказали, что в Киото 80% старых построек было снесено и на их месте построены новые современные дома. В первый момент от такого сообщения испытываешь разочарование, ну а позже, поглядев на сохранившиеся старые домики, соглашаешься с решением властей. Ведь никто не сносил архитектурные памятники, а убрали только старые развалюхи, от чего город стал только краше. 

            В Киото, в отличие от европейских городов, все самое интересное находится не в центре, а на окраинах. Да и самого понятия "исторический центр" не существует. И это значит, что между разными туристическими объектами довольно большие расстояния. 

            Здесь будет уместно поделиться впечатлениями о поведении японцев городском транспорте. 

            Японцы будут ждать автобуса на остановке, выстроившись в строгую ровную линию, специально для этих целей нарисованную на асфальте, но будут напропалую расталкивать других пассажиров пробиваясь к выходу в автобусе (заходят все через заднюю дверь, а выходят через переднюю). 

            Если в автобусе или поезде есть места, но находятся они не рядом и есть группа людей, вошедших в транспорт вместе, то японцы обязательно пересядут, чтобы предоставить возможность вновь вошедшим сесть рядом. Их не придется просить об этом. С другой стороны никто из них не поторопится уступить место пожилому человеку или беременной женщине. 

            А это уже не о транспорте: в Японии проводится компания по борьбе с курением. Курить на улицах запрещено. А пить - нет. Я имею ввиду алкогольные напитки. Вот японцы и не курят... 

            Другими словами, порядок нужно соблюдать во всем – заходить, выходить, правильно сидеть. И все это - с максимальной отдачей.

 

 

            Первым пунктом нашего плана в Киото был Замок Нидзё, построенный в начале 17 века все тем же первым сегуном династии Токугава - Иэясу. Замок - классический образец японского зодчества и дворцового интерьера. Его основное архитектурное сооружение - дворец Ниномару, построенный из японского кипариса «хиноки» и знаменитый своими "соловьиными полами". 

 

kyoto16.jpg 

 

kyoto17.jpg

 

 

            Замок должен был восхитить и поразить гостей сегуна, включая самого императора, своей роскошью, символизирующей силу и влияние хозяина. Чем же можно было поразить в то время? 

            Ну, во первых громадными деревянными панно, которые как мы уже знаем стоили баснословных денег и были большой редкостью, а во-вторых настенной росписью с большим количеством золотых красок, что до того времени не было принято в Японии, декларирующей естественность как высший эталон в искусстве. 

            Мебели в замке нет, так же как ее не было в стародавние времена, но жизнь его обитателей представить не трудно. Этому очень помогают восковые фигуры, изображающие различные исторические сцены, имевшие место быть в этом дворце... 

            Моя подруга, рассказывая мне о качесвте постройки своего дома, как-то сказала: "мы прожили в нем 6 лет и ни одна половица не скрипнула.". Так вот, сегун строил дом так, чтобы все половицы не просто скрипели, а скрипели громко. Это назвали "соловьиными полами". Сделали их главным образом из соображений безопасности. Никто не должен был приблизится к внутренним покоям Токугава Иэясу незамеченным. Эти полы поют и сегодня... 

            Вокруг Дворца - сад "Ниномару", спроектированный известным ландшафтным дизайнером той эпохи Кобори Энсю (он проектировал часть императорского сада в Токио). Центром сада является большой пруд, посреди которого - 3 островка, символично названные островами Счастья, Журавля и Черепахи, которые в японских мифах символизируют долголетие. 

 

 

hikone1.jpg 

 

hikone13.jpg

                                    kyoto18.jpg

 

            Все это очень красиво. И здесь, так же как и в других садах, доминирует сакура. Она так же прекрасна и совсем не надоедает. Всюду одинаковая и всюду разная. 

 

Japan-17.jpg

kyoto20.jpg

 

            Киото знаменит своими двумя павильонами. Золотым и Серебряным. 

            Гинкакудзи, Серебряный павильон так и не был покрыт пластинами серебра. По преданию, сёгун был так поражен красотой лунных бликов на деревянной крыше, что отказался от серебра. 

 

Japan-13.jpg 

 

            Здесь же около павильона находится довольно необычный сад камней. Сад, в котором нет ни одного камня, а только влажный песок, уложенный определенным образом с высоким песочным конусом на краю. Никто не смог объяснить нам глубокого философского смысла этого сооружения. Наверное, такой безукоризненный порядок и точность, даже для такого зыбкого материала как песок, в глазах японцев выглядят красиво, хотя и не соответствует главному принципу - "естественности". 

 

Japan-25.jpg 

 

            Сочетать "естественность" и порядок невероятно трудно. Может поэтому в одном из парков мы видели служителя на корточках, с пинцетом в руках, выбирающего соринки из мха, а в другом месте другого служителя, прореживающего иголки на вершине сосны почти маникюрными ножницами. 

            Позади Серебряного павильона высится гора Даймондзияма. После гибели своего сына в возрасте 24 лет скорбящий сегун-отец велел выложить из веток на склоне горы огромный иероглиф "ДАЙ" ("Великий"). С наступлением темноты ветки подожгли, чтобы указать душе юноши путь к предкам. Это положило начало знаменитому огненному фестивалю, который ежегодно проходит в Киото 16 августа. 

            Золотой павильон Кинкакудзи совсем другой. Все здесь, с одной стороны ярче и торжественней, с другой - проще и более понятно. Золотой павильон стоит у кромки пруда, отражаясь в его поверхности, и благодаря этому "парит" над землей, вызывая ощущение призрачности своего существования. 

 

Japan-16.jpg 

 

Japan-29.jpg 

 

            Вокруг прекрасный парк с извилистыми японскими соснами и нашими, теперь уже любимыми, кружевными сакурами. Очень обидно, что нужно торопиться и нельзя просто погулять здесь, забыв о времени. 

 

hikone12.jpg 

Japan-11.jpg 

Japan-15.jpg 

 

            Я сейчас думаю, что строя маршрут, правильно было выделить полный день на прогулку по парку. И это не очень важно по какому. Ну так увидели бы на один храм или дворец меньше. Зато попробовали бы сочинить танка (японское пятистишие) или хокку (японское трехстишие). 

            В классической японской поэзии присутствуют всего две темы -природа и любовь. Темы вечные. И никакой гражданской лирики! Так вот, именно в японском парке уместно и легко любоваться природой и мечтать о любви. И для этого всего-то и нужно, что немного времени. 

            15 камней посреди белого гравия расположены таким образом, что одного камня ниоткуда не видно - это сад камней в Храме покоящегося дракона Рёандзи. 

 

kyoto25.jpg 

Философы дзэн-буддизма видели в этом глубокий смысл, сводящийся к тому, что Человеку невозможно достичь абсолютного познания Истины. Один из центральных постулатов дзэн-буддизма гласит: "Понять разумом сущее - это лишь шаги, уводящие от Истины". 

            Дзэн не стремится поставить цель, которую необходимо достичь в будущем, как это делается во множестве религий, а учит жить "во имя самой жизни" или же, другими словами, указывает, что нужно "просто жить, а не заботиться о том, как ты живёшь", тем более что человеку все-равно не дано понять то, что происходит вокруг него. Ну так не зачем и пытаться. Зачем считать камни, сидя в красивом саду, если все равно не получишь правильного результата, а удовольствие будет испорчено. 

            Если отвлечься от рассуждений о дзен буддизме, этот сад камней - небольшая площадка 10Х20 метров, в которой ничего особенного красивого нет. Можно посмотреть для общего развития. 

            И хотя за время поездки мы уже видели много храмов и святилищ, мы все-таки решили отправиться в Храм чистой воды Киёмидзу, который еще называют храмом влюбленных. Пошли мы туда, чтобы посмотреть вечернюю иллюминацию. И это того стоило. Подсвеченные сакуры, отражающиеся в водах канала – необыкновенное зрелище.

 

Japan-26.jpg 

 

Japan-14.jpg 

 

            Веранда храма, расположенного на скале, образует площадку, которая нависает над огромной пропастью. Под верандой есть священный источник– существует поверье, что если загадать желание и выпить воды из источника, то оно сбудется. Точнее сказать, там есть три источника и у каждого из них есть свое предназначение. Один отвечает за здоровье, другой за финансовую удачу, ну а третий за удачу в любви. 

 

Japan-27.jpg 

 

            Пить можно только из двух. Так как нельзя желать идеальной ситуации. Идеальная ситуация - соблазн для дьявола. Ему скорее захочется ее разрушить. Японцы иногда искусственно нарушают гармонию, чтобы помешать силам зла вмешиваться в их дела. Хорошим проимером этому могут служить Главные ворота Ёмэймон в Никко, богато инкрустированные тонкой резьбой по дереву. На одной из колонн рисунок поставлен вверх ногами, чтобы избежать зависти злых духов. 

            Другой пример - Американская сеть магазинов 7-ELEVEn. Если всмотреться в название, то легко можно заметить, что последняя буква не заглавная, а прописная. Это сделано из тех же соображений, не соблазнять дьявола. 

            Оказалось, что выбрать два источника из трех не такое уж простое дело. Выбрать правильные приоритеты в жизни всегда не просто. 

             Еще один вечер в Киото мы провели в районе, называемом Уголок Гиона. Это место в Киото непременно ассоциируется у туристов со словом гейша. И не только потому, что здесь проходит танцевальный фестиваль гейш Киото - мияко одори. 

 

 

Japan-3.jpg 

            Говорят, здесь по вечерам можно увидеть спешащих в свои "чайные домики" гейш и их учениц майко в особенных кимоно с длинными рукавами. Мы их не встретили. 

            Единственную майко мы видели во время танца на представлении театре-миниатюр "Уголок Гиона". Там в соответствии с программой дают слегка прикоснуться к таким истинно японским видам искусства как чайная церемония, икэбана, театральное представление, танцы гейши, Куклы Бунраку и танец Бугаку. 

 

Japan-18.jpg

 

Japan-30.jpg 

 

            Действительно интересным был только танец. Считается, что воплощаемый гейшей стиль представлял собой тонкое сочетание противоречивых эстетических элементов; он требовал самого тщательного подбора деталей туалета, манеры поведения и своего вида искусства. 

            Гейша всегда остается личностью и оберегает свое лицо. Она исходит из того, что ее клиент ценит именно ее, общение с определенной индивидуальностью. Для гейш настоящий клиент, гость - тот, кто интересуется ее искусством, кто умен и обходителен, кто может занять ее так же, как она его. 

            Нам рассказывали, что несмотря на моногамность японских браков, отношения между мужем и женой в семье основаны главным образом на заботе о детях. Может поэтому в Японии так много разводов в семьях где дети выросли и покинули дом? 

            В этих отношениях нет места любовному кокетству, игре, женской загадочности. Все это японскому мужчине давали гейши. Секс - дома, а эмоции, интонации - вне дома. Это как деликатес. И позволить себе его могут совсем не все. 

            Вообще в уголке Гион все очень дорого. Это касается и ресторанов, где цены в двое превышают киотские и даже простых кафе. Сладости, выставленные в витринах, имеют вполне европейский вид. Вкус у них замечательный. А вот цены... 

            Кстати о еде. Что первым приходит на ум когда думаешь о японской кухне? Мне - суши. Оказалось что найти "сушный" ресторан совсем не так просто. То-есть и суши, и сашими и темпуру можно найти практически везде, но в очень небольших количествах и как дополнение к главному блюду. 

            А вот блюда из лапши - соба или удон - это пожалуйста. Сколько угодно и когда угодно. Это тоже вкусно. Но вот суши... В Киото на вокзале мы наконец нашли ресторан, которого жаждали с начала поездки. 

            По кругу, как конвейер, движется лента. На ней тарелочки с суши. Посетители сидят вокруг этой ленты. Наблюдают за процессом приготовления и выбирают себе тот вид рыбы, который им хочется именно сейчас. Все свежайшее, очень вкусное и цены очень приемлемые. 

            В конце, когда больше уже съесть не можешь, подходит официант и считает тарелочки. Все виды суши стоят одинаково. В нашей компании рекордом стали 22 порции на двоих. (Порция стоит чуть больше доллара). 

 

kyoto-1.jpg 

 

            Несколько слов о японском этикете за столом. Если вы едите палочками, то тарелку или пиалу принято подносить близко ко рту, а не наклоняться к ней. Лапшу любого вида нужно шумно всасывать. Это не считается дурным тоном. Чай пьют перед едой. А после - только едят сладости, и иногда пьют кофе. 

            Когда я говорила "ресторан на вокзале", я вовсе не имела ввиду что-то похожее на привокзальный ресторан в богом забытом городке России. 

            Вокзал в Киото - супер-современное сооружение, уходящее на 4 этажа под землю и на 7 этажей ввысь. Здесь расположены торговые центры, кинотеатр, рестораны и шикарная гостиница. Наша гид посоветовала нам даже сувениры покупать здесь. 

            Наша последняя остановка в Киото - бамбуковая роща Аросияма. Звучит романтично и необычно. На деле оказалось, что ехать туда далеко, а по роще погулять не дают. Все дружным строем идут по огороженной забором тропинке, представляя, что они в роще. По-моему - можно пропустить.

 

Japan-31.jpg

 

            Еще одним понравившимся нам городом в окрестностях Киото стала Нара - древнейшая столица Японии.

            Нара, была возведена в начале VIII века по образцу китайской столицы Чанъань была столицей с 710 по 784 год. 

            Эпоха Нара – это время создания больших архитектурных сооружений, таких как храм Тодайдзи.

            Этот Большой восточный храм - входит в список культурного мирового наследия ЮНЕСКО. Он замышлялся как главный культовый центр буддизма, который должен был защитить императорский двор в эпоху смут и политических неурядиц, обеспечить мир и спокойствие в государстве. Главным божеством храма является Будда Бесконечного Света - воплощение солнца, 15-метровая бронзовая статуя которого находится в главном строении храмового комплекса Дайбуцудэн. 

 

nara5.jpg

 

Japan-2.jpg 

 

 

            Судьба Большого Будды сложилась непросто. Немало неприятностей претерпел он от неуправляемой стихии, а еще больше - от злой воли людей. 

            Беды его начались в 855 г., когда во время землетрясения у статуи отвалилась голова. Было еще несколько подобного рода случаев. Но самое страшное ожидало Большого Будду в конце XII в. К этому времени прошло уже почти четыре столетия, как столица была перенесена в Киото. Реальная власть во все большей мере переходила от придворной аристократии к представителям военного сословия. В междуусобной войне Тодайдзи сгорел дотла. В пламени погибли свыше 1700 человек. 

            Восстановление храма стало первой в истории Японии действительно народной стройкой. С тех пор храм и Будду еще несколько раз разрушали воюющие самураи или тайфуны. Но всегда его восстанавливали. И хотя сегодня Тодайдзи почти в два раза меньше , чем был в оригинале, он все еще остается самым большим деревянным строением в мире. 

            Чтобы лучше представить размеры Будды, скажу что в храме имеется деревянная колонна с дуплом, размер которого равен размеру ноздри Великого Будды. По древнему поверью, тому, кто сможет пройти насквозь через это отверстие, будут сопутствовать в жизни счастье и удача. Дети проходят через него легко, да и некоторые взрослые тоже. 

            Другое интересное святилище Нары - Храм тысячи фонарей (Kasuga Taishya). Святилище Касуга тайся было основано в 709 г. правителем Фудзивара-но Фухито, чтобы защитить от сил зла новую столицу Хэйдзё(кё) (Нара), строительство которой должно было начаться в следующем году. 

 

nara1.jpg 

            Как обычно в Японии - обе религии должны работать на благо страны. И если есть значимый Буддистский храм, то поблизости должно быть значимое синтоистское святилище. 

 

Japan-20.jpg 

            По обеим сторонам ворот - каменные фонари. Их больше двух тысяч, ряды их протянулись до самого святилища. Каждый пожертвован богомольцем или группами паломников, приходившими сюда на протяжении веков. Самые древние относятся к периоду Камакура (1185-1333), самые "молодые" - к началу нынешнего столетия. На многих можно разобрать надписи, указывающие имя дарителя и время, когда было сделано пожертвование. Только дважды в год - в начале февраля, когда отмечается становление весны, и в середине августа - в День поминовения усопших -зажигают в них свечи. 

 

Japan-33.jpg 

 

            Такие-же пожертвованные фонари мы видели и в других святилищах, но не в таких количествах. В Никко, например, есть фонари своей формой выдающие страну происхождения дарителя - элегантные французские или немного тяжеловатые итальянские. 

            Вообще, сам факт жертвования фонарей кажется мне любопытным. Обычно "божьим" учреждениям дарят деньги, земли или привилегии, от которых богатеют "божьи" служители. А тут - фонари. Служителям ими никак не поживиться. Идея мне понравилась. 

         Другой вид пожертвований - бочки с сакэ. Не знаю куда девается само сакэ, но бочки с эмблемой пожертвовавшей их фирмы выставляют на специальных стендах у входа в храмы. Говорят, это приносит удачу в бизнесе.

 tokyo6.jpg

            Архитектура Касуга тайся больше подошла бы буддийскому храму. Но по наличию тории можно все-таки опознать в нем святилище даже снаружи. 

            Храмы и святилища Нары расположены на территории парка, который когда-то был естественным лесом, населенным оленями. Сейчас эти олени ручные. Они десятками ходят повсюду. С ними можно играть и их можно кормить. Рожки у всех спилены, так что общение с этими милягами совершенно безопасно. Одно сплошное удовольствие, хотя они и безудержные попрошайки. (У нашего гида попытались съесть карточку с именем).

 

Japan-34.jpg 

 

            Последний город, завершивший наш маршрут по Японии - Хиконе. Он знаменит своим замком. Говорят, что прогулка по покоям замка Хиконе, включающего комнаты татами, коридоры и сады позволяет познакомиться с бытом феодалов. Мне трудно согласиться с этим заявлением. 

            Замок был построен исключительно в военных целях - чтобы оборонять и чтобы нападать. Снаружи он очарововывает изяществом линий и необычной архитектурой. Его пейзажи и японские сады одни из самых красивых, виденных нами в Японии. Учитывая, что мы видели его в период цветения сакуры. 

 

Japan-24.jpg 

hikone4.jpg

 

Japan-28.jpg 

 

            А вот внутри - очень крутые и узкие лестницы, которые должны привести на верхние уровни здания. Говорят оттуда открывается красивый вид на город. 

 

hikone9.jpg 

Я не увидела ничего из-за чего стоило бы стоять в очереди, а потом карабкаться вверх. Эти лестницы специально были построены так, чтобы по ним было трудно подниматься. Мы же помним, этот замок - военное сооружение. 

 

Japan-35.jpg 

 

            Так что лучше провести побольше времени в парке у пруда среди цветущих сакур. 

 

            Ну и на последок несколько наблюдений относящихся к японкам: 

 

  • У них очень гладкая кожа и очень трудно определить их возраст. Дикторши в новостных программах кажутся подростками. Женщины на улицах – либо не совершеннолетние девочки, либо 40-летние женщины. Старух не бывает. Они не старятся. 
  • С одной стороны у японок не бывает целлюлита, с другой у них до безобразия кривые и еще немного косолапые ноги. У всех. Это считается красиво. 
  • Носить на лице маску – это красиво. Она подчеркивает глаза. А вот ювелирных украшений они почти не носят. Редко можно увидеть кольцо или серьги, цепочки и браслеты встречаются чуть чаще. Да и ювелирных магазинов мы совсем не видели, даже в туристических кварталах. 

 Теперь действительно - всё. Осталось только подвести итоги.

 

Страна: 
Total votes: 0
Нет ------------------------------------------Да

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
6 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.