Отчет о поездке ч.2

Ха-Лонг-Бэй

Ха-Лонг-Бэй - это залив с тысячей больших и маленьких островов. Если приехать сюда в ясный солнечный день, то, говорят, от увиденного захватывает дух. Нам не слишком повезло. День был пасмурный и поэтому мы не смогли в полной мере оценить красоту этого места.

От Ханоя до Ха-Лонг-Бэй примерно 180 километров. Но поездка занимает почти пять часов, так как разрешенная скорость на трассе во Вьетнаме 50 км/час, а полиция стоит примерно через каждые полкилометра, так что сильно не разгонишься.

На пристани выстроились корабли, ожидающие туристов. Они, как вьетнамские дома, имеют одинаковые размеры, одинаковую архитектуру (если можно так говорить о кораблях), но очень по разному украшены.

Каждый корабль может вместить около семидесяти туристов. Но в нашем случае на нем были только мы, гид и команда.

В течении четырёх часов плавания, мы один раз приставали к берегу, для прогулки в сталактитовую пещеру. Ничего особенно выдающегося в ней нет, но чтобы поразмяться - вполне приемлемо. Гид рассказывал нам об островках, напоминающих своей формой разных животных. Как я уже писала, наверное, при солнечной погоде, у нас были бы другие впечатления.

А так главным впечатлением был обед, приготовленный для нас командой. Обед состоял из всевозможных морских рыб и животных - крабов, кальмаров, устриц, мидий, креветок.... В количествах непосильных для обычного человека. Но и отказаться от этого тоже было невозможно. Так что мы сражались до конца.

Когда стол был убран, начался традиционный вьетнамский аттракцион - "продажа глупым туристам всякой ерунды за дорого". Сперва я пыталась, пользуясь Игоря методами, выяснить "Зачем нам это". Не помогло. Тогда я предложила дать продавцам немного денег, чтобы они отвязались. Им это показалось обидным. Они, оказывается, честно работают, а не милостыню просят. Но купить действительно было нечего, так что пришлось продавцам просто взять деньги. Они остались недовольны.

Дорога обратно в Ханой была такой же длинной как и утром из Ханоя. Правда, её несколько скрасила остановка у фарфоровой фабрики. Цены там не дешевле обычных, но выбор богаче, чем в городе. Так что из Ха Лонг Бэя мы возвращались со всевозможными чашками, пиалами и чайниками.

Ещё одно наше приобретение на Севере - сотовый телефон для Дани. Он выбрал себе очень крутую модель, которую в Израиле мы ни себе, ни ему не позволили бы. Но во Вьетнаме она стоила ровно половину израильской цены. И мы не устояли.

Дани с новым телефоном не расставался. У него было столько радости, что не жалко было никаких денег. Игорь просил его быть аккуратным и не потерять обновку. В аэропорту, перед отлётом в центр страны, Игорь обратил внимание Дани на то, что система безопасности не среагировала на металл (Данин телефон). Металлоискатель оказался в порядке, а вот телефон пропал.

Мы все очень расстроились. Игорь ругал Дани на чём свет стоит. Дани почти плакал, а я думала что же делать. Я позвонила на Данин номер. Никто не ответил. Но и телефон не был выключен. Затем я позвонила гиду, чтобы он проверил машину, доставившую нас в аэропорт, затем я позвонила в ханойскую гостиницу, чтобы проверили наш номер.

Во всех случаях мне пообещали проверить и просили перезвонить попозже. Всё это происходило на фоне цейтнота с улетающим самолётом. Телефон оказался в гостинице. Позвонив хозяину принимающей нас фирмы, я попросила переслать его в одну из гостиниц на пути нашего следования. Что произошло дальше я опишу когда доберусь до пункта в котором это произошло... Так мы расставались с Севером.

Центр

Хуэ

Нам обещали теплую погоду, но город встретил нас дождём. Из аэропорта мы отправились в гостиницу. Она оказалась замечательной. И ее стоимость тоже (двух местный номер стоил 50$). Пышные вьетнамские интерьеры напоминали императорские покои. Тяжёлая резная мебель, инкрустированные столы и стилизованные под фонарики светильники создавали ощущение роскоши.

Окна нашего номера выходили на реку, которая жила своей совсем не богатой, но очень насыщенной жизнью. Узкие длинные лодки служат здесь и жильём и рабочим местом. Они движутся медленно, но легко. Вообще, весь пейзаж напоминает старинные восточные картинки.

Продолжение истории с даниным телефоном... Гид сказал нам, что гостиница не отдаёт телефон, они ждут от нас факс с разрешением. Факс мы послали. И тут Игорь сказал, что не уверен, что нашли сам телефон, а не коробку от него, которую мы тоже оставили в номере. Мы позвонили в гостиницу, но ничего не выяснили, так как дежурный портье этого не знал. Продолжение следует...

Дани решил, что раз объявили тёплую погоду, нужно идти в бассейн. Я так и не решилась снять свитер, а он наплавался вволю, на радость обслуживающему персоналу, у которых других клиентов не было, а тут представился случай проявить гостеприимство.

После обеда у нас была запланирована экскурсия в императорский дворец. Хуэ - древняя столица Вьетнама. Не смотря на то, что американцы усиленно бомбили её, большая часть дворца осталась целой.

Мы снова увидели образчик китайской архитектуры. Главная его особенность - колокольчики (их еще называют Музыка ветра) . Ими украшен весь дворец и их звон должен отгонять злых духов. Мы бродили между комнатами, пытаясь представить себе как же жили настоящие императоры. Гид рассказал, что пруд с лотосами служил не только украшением дворца, а и составной частью в ритуале приготовления чая. Каждый вечер главный евнух помещал чайные лепестки внутрь лотоса, чтобы они напитались ароматами, а утром император угощался этим божественным напитком.

Я спросила у Дани знает ли он кто такой "евнух". Он ответил: "Конечно. Внук - это такой мальчик у которого есть дедушка". На вопрос, как по его мнению получал чай император у которого не было внуков, Дани ответил, что это - проблема императора. Мы все очень смеялись.

В одном из строений дворца расположился маленький фотопавильон для туристов. Там за два доллара можно облачиться в императорские одежды, посидеть на троне или в паланкине. Эти события запечатлеваются местным фотографом и фотографии доставляют в гостиницу.

Одежды, которые нам больше всего понравились, предназначались для принцессы. Поэтому Дани одели в другие, менее красивые, но не менее экзотичные. Фотографии получились превосходные.

День вышел длинным и уставший Дани отказался от вечерней прогулки, а мы с Игорем отправились рассматривать город.

Его архитектура очень отличается от ханойской. Больше разнообразия, фантазии. Да и за шириной зданий меньше следят. В городе есть целые кварталы "хрущёвских" домов. Нам объяснили, что квартиры в них в основном коммунальные. Трудно представить несколько семей в квартире -"распашонке".

В Хуэ много бутиков, построенных на западный манер, картинных галерей, европейских ресторанов, цены в которых не отличаются от ханойских. В одном из них мы решили поужинать. Было вкусно, но в конце мы ясно осознали, что вьетнамская еда нам нравится больше европейской.

Несмотря на то, что географически Хуэ расположен южнее Ханоя, ощущение, что попадаешь в более "западный мир". Парадокс Вьетнама можно выразить такой странной фразой - "Чем южнее, тем западнее".

В программу второго дня было включено путешествие по Ароматной (Perfume) реке. Её назвали так, из-за цветов которые росли по берегам и источали сильный и приятный запах. Самое интересное, что мы видели во время плавания, был процесс добывания песка со дна реки.

Делается это вручную, с использованием простейших приспособлений. Добывают песок в основном подростки - один управляет лодкой, ещё двое ногами приводят в движение лебёдку, которая поднимает ведро! с песком со дна реки, ещё один высыпает песок в лодку из ведра и последний управляет длинным шестом, привязанным к ведру, и направляющим его во время зачёрпывания песка.

Я поинтересовалась, зачем черпать песок с середины реки, а не у берега. Мне объяснили, что в середине он чище, и к тому же добывая его там, мальчишки ещё и углубляют русло, что очень полезно для реки-кормилицы.

Наполнить лодку песком занимает примерно час. Затем ещё пол часа разгрузить (песок лопатами ссыпают на землю). За лодку песка ребята получают примерно десять долларов. За день они делают 7-8 ходок. И по вьетнамским меркам неплохо зарабатывают.

По реке мы добрались до пагоды Тьен Му. На берегу, по земле было разбросано множество фальшивых долларов. Гид объяснил, что недавно здесь были похороны и по вьетнамскому обычаю за траурной процессией нужно разбрасывать деньги, чтобы душа могла найти путь домой. Деньги бросать на дорогу, по понятным причинам жалко, вот и бросают подделки. Душе же с ними не в магазин идти.

Пагода Тьен Му действительно красивая и расположена в очень живописном месте. Мы немного побродили вокруг и отправились в храм Хон Чен.

Хон Чен - действующий храм, построенный в традициях китайской архитектуры. На её территории расположены школа для буддистских монахов, жилые и храмовые помещения и прекрасный сад.

В одном из храмовых залов я остановилась у громадных барабанов. Ко мне подошёл монах и стал расспрашивать нас об Израиле. Я в ответ спрашивала о барабанах. Монах сказал, что бог больше обращает внимание на молитвы, усиленные барабанным боем. Мы дали ему денег и попросили помолиться за всех нас. Гулкий чистый звук наполнил зал, заглушая слова молитв. Казалось, что сердце бьётся в ритме музыки и трудно было поверить, что Он может не услышать такое!

Храмовый сад не только красивый, но и практичный. В нём выращивают плоды, которые после используются монахами. Нас особенно заинтересовали хлебное дерево и черный перец.

Черный перец оказался кустарником, ветви которого взбираются даже на очень высокие деревья. Плодами его являются гроздья мелких ягод. А то, что мы называем перцем, является косточками в этих ягодах.

Плоды хлебного дерева похожи на зелёные среднеазиатские дыни. Очень странно видеть их подвешенными на дереве. Их не едят сырыми, а вареные они похожи по вкусу на хлеб.

Следующим пунктом нашей программы был мавзолей Минг Манга. Китайские императоры очень серьёзно относились к месту своего будущего захоронения. Если египетские правители, например, думали прежде всего о безопасности могил и защите их от грабителей, то вьетнамские думали о красоте. Минг Манг когда купил участок для мавзолея, сразу же принялся строить на нём второй пруд, чтобы было побольше воды и душе было бы вольготно. Нужно заметить, что место он выбрал красивейшее. Оба пруда, расположенные здесь, настолько органичны, что не возможно понять какой же из них искусственный.

Чтобы дополнить образ этого почитателя прекрасного (императора), я обязана рассказать о его любимом козле. Козёл и император были настолько близки, что ему (козлу) доверяли выбирать жену с которой его хозяин проведёт ночь. Козёл и император спускались утром во двор, жёны выходили в назначенный час к дверям своих апартаментов и смиренно ожидали козлиного решения. Жена, к дверям которой подходил козёл и становилась избранницей. Женщины, желая завоевать расположение императорского любимчика, придумывали разные хитрости. Чтобы привлечь внимание козла, они ранним утром покупали свежие зелень и овощи и украшали ими свои двери. Трудно сказать насколько это помогало. Но... таковы были нравы в доме славного Минг Манга

На территории мавзолея, как и во всех остальных туристических точках, ведут свой бизнес мелкие торговцы. Здесь, кроме сувениров, торгуют фруктами. Мы попробовали маглис. Он очень похож по вкусу на личи, только немного крупнее.

Издревле императоры избрали Центр Вьетнама своим родовым гнездом. Столицы могли быть расположены в Хуэ, Хой-Ане или в другом городе, но всегда в этой области. До сегодняшнего дня, здесь царит некая специфичная атмосфера. Ощущение "начала" или "основы", наивное и сильное, не покидало меня во время всего путешествия по Ароматной реке.

Дананг

Дананг - крупнейший город в центре Вьетнама. Известен музеем Чам и мраморными горами, расположенными в округе.

Для нас он начался с ресторана. Мы попросили гида отвезти нас в какой-нибудь совсем не туристический, но хороший ресторан. И он в точности выполнил нашу просьбу.

Туристов здесь не было. Официанты по английски не говорили. Но меню на английском нашлось. Мы заказали рис и мясо. С соками вышла заминка. Их не было в меню, а объяснить что мы хотим не получилось, пришлось довольствоваться пивом.

Такой рис, как нам здесь подали, мы не встречали больше нигде. Его запекают и подают в глиняных горшочках. Причём у стенок образуется замечательно вкусная зажаренная румяная корочка.

Игорь, решивший посетить туалет, вернулся возбуждённый и рассказал нам, давясь от смеха, что местный туалет совмещён с душем и когда он пытался слить воду и дёрнул за верёвочку, то сверху полилась вода. Но он оказался проворным и успел отскочить. Дальше шла захватывающая история о поисках правильной верёвочки. Его рассказ был прерван приходом гида. Гид был мокрым с ног до головы. Ему не хватило расторопности моего мужа.

Из ресторана мы отправились в музей Чам. Чам - народность проживавшая на территории Вьетнама до захвата его китайцами. Судя по музею, их культура и религия берут своё начало где-то в Индии. Те же боги, те же архитектурные формы. Те же сюжеты в скульптуре.

Музей большой, но ему явно не хватает средств. Не хватает не только для дизайна помещений, но и для создания надлежащих условий хранения экспонатов.

К моменту приезда в Дананг, мы уже свыклись с мыслью, что вьетнамская культура копирует китайские традиции, практически не привнося в них никаких национальных особенностей. А тут утерянная индийская основа...

Кто же такие вьетнамцы по своей сути? И как здорово, что только их храмы похожи на китайские и что заимствование чужих ценностей не коснулось вьетнамских душ.  image016.jpg

Ещё одна встреча с культурой Чам состоялась в Май Сон.

Май Сон - древнее городище чам, расположенное в джунглях, вдалеке от цивилизации. Местность необыкновенной красоты. Люди здесь не живут уже несколько веков, но храмы сохранились. Они, правда сильно пострадали от бомбёжек во время войны, и после "время" активно воздействовало на повреждённые строения. Но храмы всё ещё стоят.

Их строили используя древнюю технологию укладки камней, не требующую никаких связывающих материалов. Как это работает я так и не поняла. Конструкция чем-то напоминает пирамиды. Но в Египте её устойчивость поддерживалась весом многотонных глыб и само земное притяжение обеспечивало её прочность. Чам складывали свои здания из мелких плоских камешков. Сегодня каждый турист пытается снять их, чтобы воочию убедиться что нет связки. Туристы убеждаются, храм разрушается больше...

Во Вьетнаме сохранилась очень маленькая община чам. Недалеко от разрушенного городища они построили сцену и демонстрируют туристам игру на национальных инструментах и танцы. Зрелище любопытное, но не более того.

Наш путь лежит к Мраморным горам - центру предпринимательской деятельности этого района. Бесконечное количество маленьких фабричек, где обрабатывают мрамор, готовы предоставить клиентам весь спектр товаров -от пепельниц и мундштуков до гигантских статуй будды, от крохотных фигурок животных до садовых фонтанов.

Всё это выпиливают, режут и шлифуют вручную, сидя на корточках, прямо на глазах у изумлённой публики. Остаётся только поражаться трудолюбию и терпению этого народа.

Хой-Ан

До Хой Ана мы добрались поздним вечером, абсолютно без сил. Нас хватило только на ужин недалеко от гостиницы. Во время еды к нам подошли две девочки, предлагая купить безделушки. Позже я поняла, что они не столько хотели продать, сколько потренировать свой английский. И ещё, в каждой из них живёт надежда на встречу с волшебником (спонсором), который изменит их жизнь.

По понятным причинам, им легче было общаться с Дани. Они расспрашивали о его школе, рассказывали о своей, и в итоге пришли к заключению, что он очень высокий. Это удивительно. В Израиле он абсолютно среднего роста, а во Вьетнаме всех поражала высота. Хотя... Игорь получил здесь прозвище " Хэппи будда". Он конечно не слишком строен, но и до Будды ему ещё питаться и питаться.

Гостиница оказалась прекрасной - красивый номер с видом не реку, кокосовые пальмы под балконом, мостки с беседками над водой...

Ну, и для тех, кому требуется более активный отдых - бильярдная, бассейн, кадки с удочками вдоль берега.

Говоря о гостинице, необходимо сказать о завтраке. Это была первая гостиница во Вьетнаме, в которой по образу и подобию американских отелей, гостям предлагали столь любимые всей моей семьёй, испечённые у нас на глазах бельгийские вафли. Чтобы рассказ получился более понятным, сразу скажу, что официанты по английски не говорят и, в лучшем случае, знают названия блюд, указанных в меню. И вот, в этой сложной "международной" ситуации мы пожелали есть вафли со взбитыми сливками.

Я жестами, как мне казалось, объяснила официанту, что на вафли надо сверху что-то положить. Поскольку сливок перед ним не было, я изобразила процесс взбивания и вернулась к своему столику. Нам принесли вафли с какими-то острыми овощами. Мы от них отказались. Я попробовала объяснить снова. Всё было без толку. После долгого "военного совета", официанты пригласили меня на кухню, надеясь, что я помогу им найти то, что нужно. Но не тут-то было. Кухня - не для туристов и все надписи на вьетнамском. И тут, к счастью, попался один очень сообразительный и не знаю уж как, но меня понял.

С этого дня, как только мы появлялись к завтраку, звали этого "сообразительного" и он собственноручно готовил нам вафли и взбивал сливки.

Я не знаю, смогла ли я передать ту доброжелательность и искреннее желание помочь, которое чувствовалось каждую минуту. Но это было так и, наверное, это одно из главных ощущений которыми нас так очаровал Вьетнам.

В ста метрах от гостиницы океан. В это время года вода ещё холодная, так что купаться мы не решились. Хотя идея была заманчивой: пейзаж прямо как на картинке - редкие пальмы на белоснежном песке и изумрудно голубая вода. Всё это безлюдно и бесконечно. Красота...

В Хой-Ан у нас было запланировано много экскурсий и свободного времени было маловато. Честно говоря, мы его почти всё потратили на пошив одежды. Очень дешево, хорошие ткани и шьют тамошние мастера неплохо.

В городе есть несколько центров/фабрик/магазинов, где можно заказать одежду. В каждом таком центре находятся десятки продавцов. У каждого продавца свой набор тканей, но если подходящая ткань принадлежит другому, то они мгновенно договариваются между собой и на цене изделия это не отражается. У каждого продавца есть довольна увесистая стопка каталогов, из которых можно выбрать всё что душа пожелает. Когда выбор сделан, продавец снимает мерки и обещает выполнить заказ в течении полудня. Обещания свои они выполняют, но как правило требуется ещё один заход (ещё пол дня) чтобы выполнить последние поправки. Так что в общей сложности выполнение заказа берёт день.

Дани, вначале стойко переносивший мои примерки, не выдержал и сказал, что ему тоже необходимо кое-что пошить. Этим "кое-чем" стала пижама. Очень интеллигентная, в английском стиле. Словом, мастера Хой Ан основательно пополнили наш гардероб.

Хой-Ан это "китайский" город. Традиции Поднебесной чувствуются не только в архитектуре, но и в повседневной жизни, ресторанах, храмах. Очень показательным в этом плане является храм, посвященный морской деве. Морская дева это что-то среднее между русалочкой и сиреной. Она издаёт страшные звуки, пугая моряков, и она же их спасает и защищает во время штормов.

Хой Ан был построен китайцами в шестнадцатом веке. Но и сегодня здесь сохранились дома построенные лет 200 - 300 назад. В одном из них мы побывали. Дом громадный, выполняет одновременно функции жилища, храма, мастерской, склада и магазина. Жилые функции представлены всяческими тут и там выгороженными углами с деревянными полками для сна и кухней. В молельне тоже существует такая полка и она соседствует с портретом одного из почивших основателей рода и статуэтками Будды. Водопровода нет, но во дворе есть колодец.

Второй этаж построен в виде широкой галереи по всему периметру здания, и служит частично мастерской, частично складом готовой продукции. Когда нужно доставить продукцию "со склада", её просто сбрасывают через перила на первый этаж. Производят здесь всевозможные вышитые скатерти и салфетки. Очень красиво. Поскольку это место посещают исключительно туристы, то и цены тут соответствующие. Но посмотреть, как устроено китайское хозяйство очень любопытно.

Я предложила свою помощь на кухне и мне разрешили принести воды из колодца. Хозяйка в это время готовила блюдо напоминающее наши пельмени, в немыслимо большой кастрюле - оказалось на продажу. К самим кастрюлям меня не допустили.

Кстати, о еде. В Хой Ан нам это показалось более сложным и менее вкусным, чем в других городах. Но зато мы познакомились с новым блюдом - налистниками, в которых вместо блинов используется рисовая бумага. Оказалось очень вкусно, эта бумага просто тает во рту.

Ещё одна достопримечательность города - японский мост. Некоторое время этими краями владели японцы. Зона была сейсмоопасной. И японцы как люди основательные стали доискиваться причины землетрясений. Выяснилось, что в реке живёт громадный дракон и когда он поворачивается, земля сотрясается, дома рушатся и вообще, случаются всякие неприятности. Дракона было решено обездвижить, построив мост, одна опора которого пригвоздит голову дракона, а другая его хвост.

Строили мост долго, лет 20, дракон сопротивлялся, сильно брыкался и мост разрушал. Но в конце концов с ним справились. С тех пор землетрясения случаются значительно реже. А на мосту примостилась маленькая уютная пагода, делающая его ещё более красивым и нарядным.

Хой Ан стоит на реке Ту Бон, которая, как в общем и все другие реки, является для вьетнамцев кормилицей и поилицей. Несмотря на видимое отсутствие водоочистных сооружений, вода в реке поразительно чистая. По ней мы на лодке отправились в рыбацкую деревню. Я не уверенна, что правильно использовать здесь слово "деревня", поскольку те строения которые мы здесь нашли расположены на воде и у каждого из них, как у автомобиля, имеется свой номерной знак. К этим домикам съезжаются рыбаки со своим уловом, сюда также приезжают оптовые перекупщики за товаром - в общем некое подобие продуктовой базы.

На берегу расположена промышленная зона - здесь строят корабли и делают мебель.

Все делают в ручную. Режут, полируют, инкрустируют - каторжный труд. И всё это, как и на мраморной фабрике, сидя почти на голой земле на корточках. Без сложных инструментов и приспособлений. Красота выходит необыкновенная. Стоит копейки. Например, громадный инкрустированный перламутром стол и шесть резных стульев стоят около 300 $.

Притягательность этих вещей не только в цене. Просто, все выглядит очень личностно и не стандартно. Даже лодки, строящиеся здесь. В Европе древние мореплаватели устанавливали на носу своих судов статуи богов, вьетнамцы рисуют на носах лодок глаза. И лодки оживают.

Приехав в посёлок, мы увидели двух мальчиков, сидящих на корточках и распиливающих лобзиком толщенный железный прут. Казалось, что такая задача займёт уйму времени и вообще полунереальна. На обратном пути, мы нашли тех же мальчиков в той же позе отпиливающих уже второй фрагмент прута...

На противоположном берегу реки расположилась деревня с домами, стоящими у самой воды. Я спросила у гида, что случается с этими домами во время весенних паводков, он мне ответил: "Да. Заливает полностью. Но наводнение длится как правило не больше семи-десяти дней в году". Честно говоря, я так и не поняла, что происходит в эти дни.

По дороге в Хой Ан, я размышляла о кропотливой работе мебельщиков, об упорстве мальчишек, о терпении рыбаков, забрасывающих громадную сеть, чтоб выудить одного краба, о глазастых лодках... И мне так хотелось, чтоб у этого народа всё получилось.

Юг

Сайгон

Гид, встретивший нас в аэропорту, представился нам как "Ваш главный гид по Сайгону". Он оказался хорошим парнем, заботившемся чтобы нас не обдурили на базаре, и чтобы наша программа была интересной и разнообразной. Он был намного моложе своих товарищей по цеху и может по этому более естественным и открытым. Вместе с тем, его агитаторская деятельность была намного более активной, он горячо убеждал нас в превосходстве социалистического строя над капиталистическим и свято верил в путь, которым Вьетнам развивается.

Первое впечатление от Сайгона - шок. Настоящий западный город, с нарядными рекламами, дорогими магазинами и ресторанами. Вьетнамские черты тоже неизменны - рой мотоциклов, уличные торговцы...

В Сайгоне имеются две главных достопримечательности - собор Нотр Дам ( как пошутил Игорь - "Наша дама из Сайгона") и президентский дворец.

Собор не интересный. Когда мы рассказали гиду, что были в Париже, он искренне поинтересовался, правда ли что вьетнамский собор красивее своего тёзки во Франции. Я, чтобы его не расстраивать, сказала, что самый лучший способ это узнать - посмотреть в Интернете соответствующие картинки. Больше мы к этой теме не возвращались.

Президентский дворец оставил неизгладимые впечатления. Во время нашего визита, здесь проходила генеральная репетиция военного парада, посвященного приближающемуся дню независимости. Эта "демонстрация силы" выглядела очень наивной и, наверное, поэтому запомнилась. Конечно, всё происходящее дало нашему гиду прекрасный повод поагитировать "за советскую власть". Действительно интересным оказался интерьер личных покоев президента. Лёгкая цветная мебель как будто сошла с картинок модных европейских журналов 60-х. Я впервые видела такую мебель "в живую". Мне понравилось. А главное, сразу становится понятно, насколько прозападным человеком был тогдашний президент. Да... не поняли вьетнамцы своего счастья.... Убедить в этом нашего гида-агитатора мне не удалось.

После дворца мы отправились в овощной магазин изучать вьетнамские фрукты. Гид особенно гордился одним из них, имеющим райский вкус и адский запах. Я знаю его ещё по Таиланду. Там на дверях гостиниц висят предупреждения, запрещающие заносить этот зловонный плод внутрь. Но Дани понадобился собственный опыт. После того как он несколько секунд на улице! подержал его в руках, нашу машину не могли проветрить в течении двух дней и мы вынуждены были вдыхать этот амбре. Кстати, гостиница в Сайгоне нас тоже не разочаровала. Хотя в описании было написано - 4 звезды, она вполне могла бы претендовать на 5

Ку-Чи

Ку Чи - это вьетнамские партизанские леса. Что мы здесь видели?

-- Во-первых - бесконечную систему тоннелей, рассчитанных на вьетнамский рост и полноту. В один из них мы полезли, и Игорь застрял. Еле выполз. Больше он внутренним устройством этих переходов не интересовался.

-- Во-вторых - ловушки для американских солдат. Своей конструкцией и безжалостностью они больше подходили для диких зверей. Страшно подумать, какую физическую боль должен был испытать человек угодивший в такую западню.

-- В-третьих - стрельбища, где можно за дорого потренироваться в меткости.

-- В-четвёртых - партизанскую столовую. Нас угощали здесь чаем и каким-то овощем, смутно напоминающим картошку. Гид уверял, что это была основная пища партизан. Вкусно.

Вот, в общем, и всё. Отсюда мы поехали в зоопарк смотреть вьетнамских рептилий. Зоопарк не обычный. Многие змеи живут здесь в естественных условиях. Куст, обвешанный гадюками, выглядит, мягко говоря, не стандартно. Ещё мы видели белых черепах-альбиносов.

Будучи практически единственными посетителями, мы удостоились чести быть сопровождаемыми сотрудником зоопарка. И снова, как и всюду во Вьетнаме, доброжелательность, забота, радушность.

Дельта Меконга

Путешествие на лодке по дельте Меконга - одно из самых интересных событий этого отпуска. Здесь всё настоящее, девственное - медленное течение реки, джунгли, спускающиеся к лодке тонкими руками лиан, пение незнакомых птиц.... Кажется, что это не наяву.

Потом посещение деревни, где нас угощают чаем, с домашним мёдом, а хозяин в стоптанных штиблетах, чинно кланяясь, устраивает нам импровизированный концерт. Он исполняет какие-то дикие песни, аккомпанируя сам себе на каком-то неизвестном пронзительном струнном инструменте. Иногда нам удаётся угадать, весёлая эта песня или грустная, и состроить соответствующее выражение лица. Тогда хозяин особенно доволен.

Но вот концерт окончен, и мы отправляемся в Сайгон, навстречу нашей последней ночи, перед полётом домой

Технические подробности

-- В декабре на севере Вьетнама нужна куртка, в центре - футболка и иногда ветровка, на юге - жарко. В другое время года жарко везде. Так что зима - оптимальное время для поездки сюда.

-- Билет в кукольный театр стоит примерно 1$

-- Существует несколько типов туристических вагонов в Сапу. Цены на них одинаковые, а обслуживание разное. Ехать нужно только в вагоне "Виктория". В остальных постельное бельё меняют раз в месяц, что достаточно противно - мы испытали это на себе.

-- Цены на рынке в Сапе не ниже чем везде. Поэтому особого смысла идти туда за покупками нет. Разве уж совсем нечего делать.

-- Проявлять фотоплёнки дешевле всего в Сапе

-- Турбюро при заказе поездки просило предоплату, но договориться об оплате на месте по прибытии оказалось возможным. Мне кажется так надёжней.