Путешествие в Тегеран

Мы живем в Азербайджане с 2006 года, объездили уже всю страну и теперь изучаем близлежащие к Азербайджану страны. Уже успели побывать в Тбилиси. Выдалось несколько праздничных деньков по поводу праздника Рамадан (с 12 по 15 октября) и мы решили провести эти дни с пользой , а именно в Тегеране.

За неделю до отъезда обратились в посольство Ирана в Баку. Нам сообщили, что виза будет готова только через 10 дней, хотя наши друзья, которые побывали в Тегеране за 3 недели до нас, получили визу ровно за 2 дня. У них как-то очень быстро правила изменились... Но чтобы мы сильно не расстраивались, нам сказали, что визу можно получить в аэропорту, если есть обратный билет и период пребывания на территории Ирана не составляет более 1 недели. У нас разумеется уже был обратный билет и летели мы всего на 3 дня. Стоимость билета составила 180 долларов на одного туда и обратно.

Я тщательно подготовилась к отъезду: купила в Баку хиджаб, платок, подобрала рубашки с длинным рукавом, которые можно было бы одеть, если надоест хиджаб, а также много разных платков, которые можно было бы повязывать на бедра.

Из дома в аэропорт я ехала уже в моем розовом хиджабе и очень отличалась от всех иранок, которых мы видели в аэропорту - они были одеты во все черное.

Летели мы на азербайджанских авиалиниях на стареньком ТУ-134. В самолете еще можно было напоследок выпить вина, предложенного стюардессами и подготовиться к 3-хдневному сухому закону

Разница во времени с Баку 1 час 30 минут.

Приземлились в Тегеране в аэропорту Имама Хамейни (в Тегеране 2 аэропорта) , заполнили анкеты на получение виз, заплатили 100 долларов за 2 визы сроком на 3 дня.  Пока рассматривали наши документы в новом, огромном аэропорту,  нам не пришлось скучать: по всему аэропорту размещены компьютеры с бесплатным доступом в Интернет.

Визы на руках, паспортный контроль пройден и вот - мы в Тегеране. Наши друзья порекомендовали нам отель "Эстегляль", куда мы и направились на такси за 18 долларов. В "Эстегляле" не оказалось свободных мест и мы отправились на поиски другого отеля, опять же на такси.  В "Эстегляле" мы зато поменяли деньги. Местная валюта называется реал (еще есть туман: 1 туман =10 реалов). Курс доллара к туману: 1$ = 925 туманов.

Итак,  мы набрели на отель "Амир", осмотрели номера, нам понравилось и мы решили остановиться в нем. Стоимость номера составляла 95 долларов за double с завтраком.

Просыпаемся рано утром, одеваемся (я уже не в розовом хиджабе, а в рубашке с длинным рукавом), завтракаем в отеле (довольно скудный завтрак: отварные, жареные яйца, жареные сардельки, чай, растворимый кофе, хлопья с молоком, хлеб, масло, джем, арбуз) и идем осматривать город. Не имея карты, садимся на метро и  просто едем в самый центр города, где пересекаются две и единственные ветки метро. Городское метро довольно новое и красивое. Первый вагон предназначен только для женщин (на нем даже написано "Only woman"), остальные вагоны как для мужчин, так и для женщин, но мужчин все таки большинство.  В наземном транспорте тоже есть  правила: в передней части автобуса могут находиться только мужчины, в задней части автобуса -  только женщины. Такие правила существуют с целью, как нам объяснили,  чтобы мужчины не рассматривали женщин. Молитвы в азербайджанских мечетях, например, проходят по такому же принципу: мужчины впереди, женщины сзади.

Практически все девушки Тегерана носят чадру и мало кто пользуется косметикой. Однако, иногда можно встретить девушек, которые выглядят нетипично по-ирански: макияж, яркая рубашка, платок еле прикрывает голову, туфли на высоком каблуке, укороченные брюки...

Итак, приезжаем в центр города, соответственно идем, куда глаза глядят. Не проходим мимо парка, где есть указатель на WC, находим WC по запаху и идем гулять по парку и вдруг выходим на аллею, вдоль которой расположены тренажеры как в спортивном зале и сами иранцы сидят на тренажерах. Мы испробовали каждый из них и пришли к заключению, что иранцы молодцы! Здорово так прогуливаясь по парку позаниматься немножко спортом...

У нас на руках список достопримечательностей Тегерана, которые мы отыскали в Интернет, поэтому идем смотреть на первый пункт в списке - площадь Имама Хомейни. Идем опять же куда глаза глядят  По пути покупаем карту города на фарси  Идем дальше, пытаемся выяснить у прохожих, где же эта площадь находится. Все нам пытаются объяснить, но мы ничего не понимаем, потому что практически никто не говорит по-английски. Тут к нам подходит один местный дядя и пытается нам что-то объяснить опять же на фарси. Мы разводим руками... Тогда он достает свою записную книжку, свой телефон, звонит кому-то, дает нам трубку, а на проводе человек, который говорит по-английски. Вот так мы все таки нашли площадь Имама Хомейни, вот на ней только ничего особенного нет. Тогда мы идем в Национальный музей, который находится недалеко от площади (в Тегеране очень много музеев). Больше всего в музее впечатлил "Salt man".

После этого отправляемся в дворец Голестан - шахский дворец. Он оказывается закрытым. Нам говорят прийти завтра, однако и завтра и послезавтра он тоже закрыт  Мы так туда и не попали....

Нам наконец-то удалось купить карту города на английском языке и мы, идя по улице Фердосси, встречаем местного таксиста Рамина, который отлично говорит по-английски. Он предлагает нам экскурсию по городу на целый день за 70 долларов на всех (нас было 4 человека), которой мы воспользовались на следующий день. Рамин также порекомендовал одно место на севере города под названием Дарбанд. Вечером мы отправились именно туда. Это местечко у подножья гор, где расположено очень много ресторанчиков с местной кухней, много лавочек с местными сладостями и орехами. Грецкие орехи выставлены на лавку в трехлитровых банках, наполненных водой. Мы сначала недоумевали, для чего они так делают. Один добрый человек Рамин  объяснил нам: все это только для того, чтобы орехи сохраняли свежесть. Эту воду потом просто сливают и наливают другую.

В Дарбанде есть смотровая площадка, куда можно подняться пешком или на фуникулере. Мы решили подняться пешком, но пока мы дошли до нее, уже стемнело и она закрылась. Мы сделали пару фото с горы с видом на ночной Тегеран. Затем мы спустились вниз и решили отведать национальной кухни. Выбрали наиболее нам понравившийся ресторанчик. Официант не принимая еще наш заказ, принес целую тарелку салата, молочный суп с перловкой и "йогурт" (так иранцы называют что-то похожее на нашу сметану, но еще более кислое). Я попробовала все из выше перечисленного, ребята не захотели пробовать ни суп, ни "йогурт"  Затем нам принесли уже наш заказ: шашлык из курицы, баранины и рис. Рис в Иране отличный!

Мы ужинали на улице и было довольно холодно. Мы спросили, нет ли у них одеяла. Одеяла у них не оказалось, зато нам принесли целый камин  а именно круглую емкость, в которой лежали угольки. Официант поставил ее под стол, и все смогли согреться. Я так перегрела ноги, что у меня отклеилась подошва от обуви

Отужинав,  душа требовала продолжения банкета, поэтому, мы решили не проходить мимо обычного местного местечка, где курили кальян и вкусить все прелести ароматов. Нам выделили место на коврах, которое называется "где сидят, там и едят". Заказали кальян с ароматом апельсина. Нас обслуживал местный паренек, который все время смеялся.  Видимо он весь день раскуривает кальяны, так ему под вечер становится совсем хорошо .

Насладившись местным колоритом и веселым настроением обслуживающего персонала ресторанчика, мы садимся в такси и едем в отель. Таксист оказался очень разговорчивым: ни слова не понимая ни по-русски, ни по-английски, он сначала на фарси, а потом по-турецки (после того, как мы сказали ему несколько слов, которые знаем по-азербайджански - турецкий на 90% схож с азербайджанским зыком), рассказал нам почти о всей своей жизни, и самое главное, что мы его отлично понимали!

Второй день нашего прибывания в Тегеране мы провели с таксистом Рамином, который повез нас сначала в пригород к крепости, которой 7 000 лет и которая ранее защищала город от нападений.

Затем мы поехали в Садабад (бывшую резиденцию иранского шаха), она оказалась закрытой

Рамин рассказал нам очень много интересного о жизни иранцев. Например,  рабочая неделя в Иране длится с воскресенья по четверг, пятница и суббота считаются выходными днями.  Иранцы работают до обеда. Многие трудятся на нескольких работах.

В Иране разрешено многоженство, но из-за финансовых проблем это уже меньше практикуется.

Заправки в Иране лимитированные: заправиться можно только по специальной карточке и в день возможно залить только 3 литра (для физических лиц). Цена одного литра 10 центов, а на черном рынке (неограниченное количество литров) около 1 доллара.

Дорогих машин в Иране очень мало, в основном Саманд и Peugeot, которые они сами производят. Очень много мотоциклистов.

Об организованном движении в Тегеране не может быть и речи! Светофоры для водителей вообще не существуют, все едут на красный свет на перекрестках -  кто успел проскочить, тому повезло!  Много помятых машин....

Мы, научившись ездить в Баку, думали, что хуже чем в Баку движения нет - оказывается есть и при том намного хуже!

Находясь в Тегеране, мы очень хотели побывать в мечети. В Тегеране некоторые мечети находятся в самом центре базара. Практически на всех мечетях висят таблички "No photo".

Рамин сомневался, что нас пустят в мечеть, тем более, что я снова была в своем розовом хиджабе... Так и было - нас сначала не пустили, поэтому для меня взяли на прокат чадру, которой я полностью укрылась, были видны только мои ноги в кроссовках и лицо Нас пропустили на территорию мечети. Пишу "территорию", потому что это на самом деле целая территория - огромная площадь, много входов и выходов, куча людей.... Перед тем как войти в мечеть, нужно снять обувь, положить их в пакет и взять с собой.

Такой мечети я еще не видела в своей жизни! Внутри ослепительно красиво! Потолки полукруглые , стены отделаны маленькими кусочками стекла и зеркал, огромные люстры! Вокруг все сверкает и отражает друг друга! На полу расстелены ковры, где молятся.

Вход для мужчин и женщин отдельный, внутри мечети также есть мужская и женская половина. В центре мечети находится могила пророка Мухаммеда, огражденная красивой золотистой  решеткой. Все пытаются протиснуться к могиле и дотронуться до решетки. Стоит такой шум! Никто не думает о рядом стоящем, все толкаются, пытаются пройти к центру мечети...

Снаружи мечети нам разрешили сделать несколько фото, так что есть наглядный пример

Отобедали мы в хорошем индийском ресторане по совету Рамина. Было на самом деле вкусно и остро

Мы попросили Рамина отвезти нас на местное кладбище. Да, не удивляйтесь! Мы прочитали в Интернет рекомендации одного путешественника. На кладбище практически нет проходов между могилами и все ходят по надгробным плитам, которые на уровне с землей. У каждой могилы стоит стеклянная коробочка, где хранится фотография умершего и его личные вещи. По кладбищу ходят близкие/родственники умерших и угощают прохожих конфетами. Это делается для того, чтобы мы почтили память и помолились за умерших, чтобы он/она попал(а) в рай.

В этот день мы еще успели посетить мечеть, где покоится Имам Хомейни, которая расположена рядом с кладбищем. Огромная мечеть, которая в ночи не выглядит как большинство мечетей Тегерана.

На ужин Рамин отвез нас в национальный ресторан, где исполняется национальная музыка. Ребята, которые ездили с нами, запомнились обслуживающему нас официанту, потому что они бесконечно заказывали чай, который приносили в маленьких стаканчиках, и он все время быстро заканчивался

На следующий и последний день прибывания в Тегеране мы не воспользовались услугами Рамина и решили сами сходить в музей драгоценностей, где находится один из известнейших и самых больших алмазов мира. Алмаз нас не впечатлил, но впечатлила толщина железных дверей помещения, где хранится алмаз

Восточный базар - восхитительно! Если не знаешь, где продается то, что тебе нужно, можно и не искать - все равно не найдешь!  Базар огромнейший! Улочки такие длинные, что не видно конца! В поисках персидского шелкового ковра мы забрели в ткани и еле-еле оттуда вышли, и то благодаря одному пареньку, который отвел нас в свой магазин, и у которого мы купили ковер после получасового торга  Потом он же, вместо того, чтобы идти домой (базар уже закрывался), отвел нас в место, где мы приобрели нарды, кальян и все, что необходимо для кальяна (уголь, табак).  Проходя мимо улочки, на которой расположены только рыбные магазины, паренек-продавец ковров и его брат (хорошо говорят по-английски) рассказали нам, что за этими рыбными магазинами находятся подпольные бары, где продается вино

Кстати, очень интересно расположение магазинов в Тегеране: какой-то один вид товара продается на одной улице. Например, вам нужна мужская обувь и вы идете на улицу, где продается только мужская обувь. То же самое и с техникой, стульями, CD и DVD дисками, той же рыбой... Все распределено по улицам. Очень удобно!

И вот мы, нагруженные ковром, нардами и кальяном возвращаемся на такси с экстримом  в отель, забираем сумки и наших друзей, которые доехали с еще большим  экстриом на такси-мотоцикле  и едем в аэропорт.

Общее впечатление от Тегерана: город довольно грязный, но есть новые части города, даже целые районы, где собирается вся элита; организованное автомобильное движение отсутствует; мотоциклисты вообще экстрималы; мужчины все модники, любят модные прически, одежду, обувь; женщины более скромные.

Многие говорят, что Тегеран не является местом большого скопления достопримечательностей страны и советуют посетить Исфахан или Шираз. Мы, однако, остались очень довольны нашим путешествием. Думаю, каждый находит для себя какие-то ценности в этом городе.  Это незабываемый опыт посещения исламской страны, изучения особенностей культуры, переживание чувства принадлежности в национальной одежде, с покрытой головой.

Возможно когда-то еще мы посетим Иран и тогда уже Исфахан и Шираз станут нашим главным пунктом назначения.