Греция - путешествие на автомобиле

Я написала черновик этих заметок в последние дни поездки в Грецию в 1996. С того времени многое изменилось - страна принарядилась, готовясь к Олимпиаде, перешла на Евро, повысив цены до неузнаваемости, в некоторой степени изменились и мои взгляды. Но я решила ничего не менять в тексте, так как осталось главное - ни одна из достопримечательностей, увиденных нами не была сдвинута на другое место или разрушена, еда в ресторанах готовится по прежним рецептам, греки (кроме Афинских) очень гостеприимны.

С тех пор я была в Греции раз двадцать (работала) и могла наблюдать перемены. Бессчётное количество раз была в других странах, но до сих пор считаю, что в тот май случился лучший отпуск в моей жизни.

ГРЕЦИЯ (май 1996)

"Замечаешь ли, что у Флавия

Что-то греческое в походке?"

Н. Матвеева

День первый

И так. Мы приземлились в Афинах. Аэропорт маленький и грязный. Пассажиров разделили на три группы - туристы из Европы, въезжающие без виз, туристы НЕ из Европы, въезжающие без виз и туристы для въезда которых требуется виза. Мы с Игорем не знали из Европы ли мы и следовательно, в какую очередь становиться. Я утверждала, что поскольку Израильская футбольная команда играет в европейской лиге, нам нужна европейская очередь, осторожный Игорь, стремясь избежать международных осложнений, хотел присоединиться к очереди в соответствии со своими знаниями географии, следовательно, к не европейской. Пока мы спорили, все очереди смешались и проблема была решена.

Из аэропорта в центр города мы ехал  и на автобусе (стоит копейки - доллар на двоих). И вот мы в гостинице, в номере с видом на Акрополь. Акрополь вдалеке, а под окном школа и звонки звонят каждые 45 минут. На второй день мы к этому привыкли.

Пол часа отдыха и подъём на Акрополь. Это очень величественно, хотя на мой вкус, издалека, он выглядит лучше.

Поднявшись на самый верх холма, через Пропилеи мы приближаемся к Парфенону. Я пытаюсь рассказать Игорю всё что знаю об этом потрясающем сооружении, но знаний моих явно не достаточно (я спутала Фидия с Праксителем). Но восхищение увиденным позволяет забыть мои промахи.

С Акрополя мы спускаемся на Плаку - самое туристическое место в Афинах и идём ужинать в маленький ресторанчик, где путеводитель обещает нам кальмаров, гитару и отсутствие туристов. Всё оказалось правильно. Гитарист-грек пел прекрасно, но к сожалению западные песни. Он как обстоятельный человек начал с установки пюпитра. Эта процедура заняла около часа. А мы пока пробовали греческие вина, так что время прошло не зря.

Так закончился наш первый день в Греции.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

После завтрака мы пешком отправились в национальный Археологический музей. Он находился довольно далеко от гостиницы и нам представилась прекрасная возможность узнать город поближе. Выйдя из туристических кварталов, мы попали в деловой центр. Не подумавши, соблазнились на недорогие футболки - теперь придётся носиться с ними целый день.

Игоря всюду принимают за южноамериканца и пытаются обратиться к нему по испански. А он гордо отвечает, что он из Израиля. И все говорят:"А-а..."

Ну вот и музей: мраморы, скульптура, микенское золото, украшения, оружие, предметы быта. Всего много, всё красиво, но не было чего-то такого, что запомнилось бы отдельно. Из музея, опять-таки через весь город на древнюю Агору (рынок). Красивые руины. Парк. И, конечно, что-то просыпается внутри, когда гуляешь здесь, но не остро, приглушенно.

Отсюда обедать в маленький ресторанчик в каком-то переулке, где столики стоят в два ряда: один на узком тротуаре, другой - прямо на мостовой. Отсюда - спать (всё-таки мы в отпуске). И вечером на пёструю шумную Плаку - есть мороженное под арфу

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Портье разбудил нас в семь утра, мы быстро позавтракали и на такси поехали забирать прокатную машину. Достаём мы свой "Дайнерс", а нам говорят, что он не работает. Я спорю, но нервничаю. Служащий куда-то звонит. В итоге всё улаживается, мы получаем машину и отправляемся узнавать Грецию.

В Дистотоне наша первая остановка - действующий византийский монастырь Осиас Лукас. Очень красивая непривычная архитектура и потрясающие пейзажи окрест.

Мы набираем воду из святого источника и отправляемся в Арахову - маленькую живописную деревню с гостиницами и магазинами. И хотя в наших книжках написано, что "в Афинах всё дешевле", мы покупаем здесь стилизованное серебряное колье - очень хотелось.

По плану у нас ночёвка в Дельфах. Но ещё не доехав до самого города, мы попадаем в древние Дельфы. Времени достаточно и мы решаем перевыполнить план и посмотреть их сегодня.

Конечно, это всего лишь руины и многое нужно придумывать себе самостоятельно, но придумывать не трудно, потому что пейзаж, ландшафт как-бы подчеркивают логичность сооружений. И кроме того жизнь в те времена была проще: театр, стадион, храм, кладбище, ещё храм, тюрьма, ещё храм.

Любуемся прекрасными видами, набираем воду в горном источнике (пить родниковую воду уже становится привычкой) и отправляемся искать ночлег, "наматывая мили но кардан".

Отдельного внимания заслуживает езда по греческим дорогам. Дорога с однорядным движением, разделённая белой полосой, считается хорошей. Указатели скорости, могут располагаться на расстоянии 50 метров друг от друга, меняя инструкции неподдающимся логическому описанию способом. Никто из водителей внимания на них не обращает. В любом случае едут 120-130 км/час. По горному серпантину мы больше 100 км в час ехать не решались (при этом чувствовали себя трактором, мешающим движению, и регулярно съезжали на обочину, давая "людям ехать").

В целом дороги ровные и машин на них не много. Главное неудобство - грузовики. Они не ездят больше 90 км/час и создают заторы на дорогах. Знаки "Стоп", "Одностороннее движение" или "Обгон запрещён" являются чисто информативными и не обязательными к соблюдению. Другими словами, их вообще не берут в расчёт.

В Трикаллу, город выбранный нами для ночлега, мы приехали только в пол девятого вечера. Въехали в центр и... не нашли ни одной гостиницы. Сделали пару кругов с тем же нулевым результатом и решили посоветоваться с полицейской. Она помогла, сказав что недалеко есть гостиница, но нужно развернуться, затем перекрыла движение на перекрёстке чтобы нам было удобнее и мы поехали.

Холл гостиницы красивый, отделан хрусталём и зеркалами, цена приемлемая. Мы платим и берём ключ. Когда вошли в номер было ощущение что попали в мерзкую ночлежку, с характерным цветом стен и запахом.

Ну что ж мы получили хороший урок - нельзя снимать гостиницу не посмотрев номер.

Из гостиницы хочется поскорее выйти. Что мы и делаем. В городе какой-то церковный праздник - красиво: нарядные люди, оркестры, самодеятельные ансамбли, церковный хор. Но наше настроение испорчено гостиницей. Мы немного гуляем (кстати, во время прогулки видим массу гостиниц. Видно, сработала поговорка - первый блин комом), ужинаем и быстро засыпаем.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

Проснувшись утром, сразу выносим чемодан в машину, чтобы не возвращаться в наш жуткий номер, завтракаем в городе и покидаем Триккалу. Утром мы поняли, что жили в гостинице на автовокзале. Но это, к счастью, уже позади.

Наш путь лежит в Каламбаку. Там расположены Метеора монастирия (монастыри, вознесенные в небо). Я не уверена, что у меня хватит слов описать то, что мы увидели. Дорога круто уходит в горы, выписывая немыслимые пируэты между отвесными скалами и покрытыми лесом склонами. И вдруг, за одним из поворотов открывается вид на узкую долину (а может это широкое ущелье). По долине тут и там расположены скалы, похожие на пальцы высотою до двухсот метров. А на вершинах скал расположены действующие монастыри, числом одиннадцать. От красоты и невозможности этого пейзажа захватывает дух.

Монастыри древние и их внутреннее убранство такое как положено византийским монастырям. Монахи гостеприимны и разговорчивы, угощают вином, продают свои поделки...

Эти монастыри никогда не были завоёваны. Захватчики сменяли в Греции один другого, а здесь жизнь текла своим чередом, защищённая и сильно ограниченная неприступными скалами.

Раньше монахи поднимали друг друга в свои монастыри в мешках при помощи лебёдки, так как взобраться на вершину, не имея альпинистских навыков и снаряжения, было невозможно. Таким же способ поднимали скот для пропитания, утварь, воду и т.д. Сегодня в скалах прорубили ступени, они высокие и идти тяжело, но дело того стоит.

Мы направляемся в Метсово - место ночлега (в путеводителе сказано - красивая деревня). Едем. И вдруг небо темнеет, туман такой, что на метр вперёд уже ничего не видно, ветер хлещет по ногам, пробиваясь в закрытую машину через радиатор. Даже греческие водители сбавили скорость до 20 км в час. Мы берём! перевал. Игорь говорит: "Я всё думаю почему так темно, а я просто забыл снять тёмные очки". Было действительно темно от непогоды, а в тёмных очках, наверное, была ночь.

И вот в этой буре мы замечаем маленький указатель - "Метсово - 5 км". Селение на перевале. Красота дивная, мягкая. Холодно, правда. Мы поселяемся в маленькой гостинице Anax, отделанной деревянными панелями, камином, оленьими рогами и прекрасным видом на горы.   Я никогда не была в Швейцарии, но мне кажется она выглядит именно так. И на Карпаты это тоже похоже, но намного более благоустроенно.

В селении расположен музей. Один местный аристократ решил сохранить для потомков картину жизни своего времени, превратив свой собственный дом в музей. Очень необычно. И так как это просто жилой дом, то перенестись в воображении на сто лет назад совсем не сложно и очень интересно.

Вечерняя прогулка включила в себя посещение местной таверны - громадного помещения, в котором играют в карты и кости, жарят барашка на вертеле и угощают им гостей. Домашние вино и сыр являются неотъемлемой частью трапезы.   Очень вкусно. Жаль что этот день заканчивается. Но наш маршрут только начался и впереди ещё много-много впечатлений.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

По дороге на Янину заезжаем в маленький городок Перамо. Там, согласно путеводителю, расположены сталактитовые пещеры. Протяженность маршрута по ним - 1 км. Залы поменьше чем в Новом Афоне, переходы между ними поуже. Иначе говоря, узкие тропы, украшенные произведениями величайшего в мире скульптора - природы. Красиво, но нельзя назвать это место, чем-то особенно выдающимся.

Янина - город у озера. Снимаем гостиницу и идём в турецкую крепость. Тоже не впечатляет. Может всё от плохой погоды? Даже еда в ресторане кажется не вкусной.

Льёт дождь.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

Мы в Додоне. Кроме нас на стоянке находится только одна машина.

Этот древний город находится в очень просторном ущелье. Утро. Недавно окончился дождь. Ущелье в туманной дымке, очень светлой и радостной. Древние, поросшие травой камни ... И изумительное разноцветье. Триумф весны! Мне хочется венок, но жаль цветы. Поэтому я лишь украшаю шляпку, но уже ощущаю себя лесной нимфой, которой хочется резвиться на поляне. Никого вокруг нет, и легко представлять себя кем угодно, играть и верить в это.

Здесь прекрасно сохранился античный театр. И, конечно, я стала в нём сперва зрителем, а потом актрисой. Декламировала стихи Гомера, проверяя акустику. Она была превосходной. Сами горы создавали здесь звуковые эффекты.

Отсюда в Паргу. Крепость не впечатлила, зато курортный городок манил, соблазняя всеми радостями Средиземноморья. Но дорога звала громче. И мы, сменив цветы на шляпке и пополнив запасы родниковой воды, отправились в святилище мертвых в Месопотамо.

Снаружи это выглядит совсем не привлекательно. Зато внутри! Лабиринт среди громадных каменных глыб и вход в длинный сводчатый зал полностью перекликаются с моими представлениями о языческих таинствах. И можно легко поверить, что именно здесь и находится место встречи с умершими. Дух остался, и значит, было интересно.

Ночевать решили в Калаврите, чтобы завтрашнее утро начать с экскурсии, а не с дороги.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ

Мы начали этот день с монастыря в скалах - "Мега спелион". Но когда мы туда приехали, я вспомнила, что не переоделась в юбку, а Игорь вообще убедил себя, что это место не для туристов и мы каким-то одному ему понятным образом, можем оскорбить чувства верующих. В общем, мы, полюбовавшись окрестным пейзажем, уехали восвояси.

По дороге нам попалось несколько указателей с надписью "пещерные озёра". Ничего похожего не было включено в наш маршрут, но название было очень уж привлекательным. И мы не ошиблись, поехав в указанном направлении.

Это был ещё один подарок Греции, который мы получили за свою старательность на маршруте. Здесь было восхитительно. Маленькое подобие, тончайшая миниатюра реального мира. С горами, ущельями, озёрами, водопадами, "пейзажами"... В этом месте стало абсолютно понятно, почему греки населили богами не только наш (человеческий), но и подземный мир. Ясное дело, что таким сокровищам необходим хозяин.

Из пещер выбираемся на свет божий (звучит немного нелепо - ведь и тьма тоже, как выяснилось, божья) и в Олимпию

Мы входим в руины древнего города. Там всё цветет - буйство весны. (Игорь чихает без остановки. ) Очень трудно собрать в воображении эти камни в одну целостную картину. Время и землетрясения особенно усердно потрудились здесь.

Но вот мы входим на древний стадион. Его размеры не впечатляют, но вид на прекрасную долину, солнце, садящееся у горизонта, спокойствие гор создают непередаваемое благоговейное настроение. И мы снова переносимся на две тысячи лет назад. И в который раз я ловлю себя на мысли, что совсем не камни вершат чудо сопричастности, а пейзаж и ещё что-то, имени чему я не знаю.

Мы боимся потерять сложившееся настроение, и решаем не ходить в музей. И только в машине, в последний момент, я успеваю прочитать в путеводителе, Что экспозиция музея в Олимпии не имеет никакого отношения к истории олимпийских игр, а представляет сокровища, найденные в самом городе.

Здесь в музее происходит одна из самых значительных наших встреч с искусством древней Эллады. Гермес Праксителя. Он прекрасен. Я знаю, что не все греки были такими, с таким взглядом, с таким телом... Игорь убеждает меня, что он умер пару тысяч лет назад и сейчас мне уже мечтать не о чем.

Выйдя из музея, я сама, по своему опыту, не позаимствовав это мнение из книг, могу сказать - Пракситель велик.   Итак, мы едем на Пилос. Там ночуем.

Пилос - приморский городок, похожий на Паргу, с красивыми набережной и мариной. Мы останавливаемся в очень дорогой гостинице, доставшейся нам по сходной цене, так как сезон ещё только-только начинается.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ

Крепость Метони. Это целый венецианский город, с толстенной крепостной стеной, маленьким портом, защищенным громадными валунами, сторожевой башней, охраняемой живой голубкой, лазурным морем и морем маков.

Почти сразу мы обнаружили широкий подъём на крепостную стену, оборудованный для лошадей, а ещё через несколько шагов нашелся более короткий путь - узкая крутая винтовая лестница. Игорь попросил идти "там где лошади".

К этому времени мы уже видели несколько крепостей, но эта нас поразила и размерами, и цветами и красотой.

Теперь Мистра. Византийский город, где когда-то проживало 50 тысяч жителей, а теперь брошенный. Город-призрак. Мистра в какой-то момент времени потеряла своё стратегическое значение, и люди просто ушли из города. Но двухсотлетний труд (4 поколения) и, конечно, отменное качество строительства не позволили времени разрушить стены.

Город стоит на горе. И даже мы, за время поездки, привыкшие к альпинистским вылазкам, столкнулись с трудностями. Мы честно 3 часа ходили по заброшенным улицам, представляя за следующим углом ремесленников, возвращающихся домой, или влюблённых во время свидания, или воров, пробирающихся за добычей.

Фантазировать было легко. Потому что всё здесь в сохранности - улицы, дома. Ну не было дверей, окон и крыш. Зато в некоторых местах сохранились фрески. Пожалуй, сложнее было поверить, что вот уже 500 лет никто здесь не живёт.

И вот, по мудрому совету Игоря мы выбрались из мира привидений в мир реальный.

Когда мы увидели с некоторого расстояния гору, по которой мы ползали целых три часа, то ужаснулись и тому, сколько мы прошли, и тому, сколько ещё было ходить, чтобы обойти весь город.

Ночёвка по плану была в Спарте. Но город нам не понравился, и мы отправились к морю. Видно, что древние спартанцы всё вкладывали в войну, а культура была чем-то второстепенным.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ

Нафплион. Очень красивый средиземноморский город. Уже не Греция, а просто курорт. Грандиозная индустрия туризма. Невероятное множество ювелирных магазинов с прекрасными искусными украшениями. Цены мы не проверяли, но наверное дорого. Очень уж работа хороша. В Израиле такой нет, по крайней мере в обычном, не эксклюзивном магазине.

Дорога на пляж вьётся по обрыву скалы. На вершине этой скалы кружевная венецианская крепость. Она видна из окна нашей гостиницы Elena.   Пляж - маленькая бухта с крупной галькой и уютным ресторанчиком. Вода в мае ледяная, но такой красивой воды я в жизни не видела. Каждому туристу за отдельную плату полагается раскладушка, зонт и, особый шик, отдельная кабинка для переодевания. Мы провели там весь день. Сгорели. И даже немного поплавали.

В Нафплионе мы, по сути дела, вернулись к цивилизованной жизни. Главным потрясением была вода. Теперь только минеральная, никаких родников. Мне пришлось заново привыкать к запаху хлорки. Но в остальном - цивилизация - это совсем не так плохо.

Ещё один интересный момент. Мы в Греции привыкли отсчитывать время по колокольному звону. Это не только очень удобно, но и очень романтично. Колокол бьёт каждые пол часа и его слышно везде, если находиться в населённом пункте. Так вот, в Нафплионе есть два колокола с интервалом в 2 две минуты. "Для тех, кто не слышал, повторяем..."

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ

Мы ездили в Эпидевр. Там находится самый крупный из сохранившихся в Греции театров. Было слишком много туристов, и потому особого впечатления театр не произвёл.

Из Эпидевра мы отправились на раскопки шлимановских Микен. Сгоревший Игорь в замок не поднимался (замок- громко сказано. Остатки замка - так точнее). А я пошла, но одной не интересно.

Не далеко от замка находится так называемая купольная гробница, вырубленная в скале. Ей 3500 лет. Старше Иерусалима. Она впечатляет. Пройдя вход, попадаешь в главный зал высотой 13 метров. А за ним есть ещё одна комната. Абсолютно тёмная. Когда заходишь, кажется, что попал в черный ящик и хочется поискать чёрную кошку (для тех, кто любит трудности). Но человек удивительно устроен и через некоторое время, когда глаза привыкают, уже можно различить стены и даже друг друга.

ДЕНЬ ОДИНАДЦАТЫЙ-ДВЕНАДЦАТЫЙ

Мы решили проверить пляжи в соседнем городке Толо. Они оказались песчаными и очень симпатичными. Здесь отдыхающим кроме раскладушек и зонтиков, выдают ещё тазики (они меня покорили) и табуретки.

На табуретку можно сложить вещи - импровизированный столик, а в тазике ополоснуть ноги, прежде чем ложиться на раскладушку.

Море не потеплело, но мы к нему уже привыкли и много купались.

Женщины в большинстве своём ходят по пляжу только в нижней части бикини. Верхнюю часть они периодически надевают. Я не смогла найти никакого разумного принципа, по которому определяется, когда нужно снимать, а когда надевать вторую половину купальника.

На второй день я тоже решилась последовать их примеру. Игорь мои действия не одобрял и меня высмеивал. Он говорил что-то типа :"Что бы сказала об этом твоя мама,", или "Смотри, замёрзнешь!. Мне же казалось, что это ещё одна степень свободы. Но быть всё время свободной я ещё не научилась, и поэтому, чтобы внести хоть какое-то разумное зерно в свои действия, снимала купальник только когда шла купаться, объясняя, что теперь не нужно будет мёрзнуть в мокром купальнике.

ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ

Мы оставили уютный Нафплион и, через Коринфский перешеек, направились на материк.

Наш первый пункт сегодня - Коринф. От греческой культуры сохранилось немного - очень трудно додумывать. Зато римский период представлен во всём своём величии. И у фонтана Главка можно "увидеть" философствующих или праздно шатающихся римлян. Пусть не увидеть, но представить легко.

Вообще, Коринф - очень красивый город. И правильно, что мы приехали сюда в конце путешествия. Он останется с нами как открытка "на память".

По плану у нас ещё одна крепость и монастырь. Крепость в Сен-Жермено заброшена настолько, что мы даже не смогли найти в неё вход. Наверное, он просто разрушен.

После такого разочарования, мы решаем уже не ехать в монастырь в Дафнах и в 14:00 - мы в Афинах.

Устраиваемся в гостинице, идём за подарками, ужинаем в ресторане, понравившемся нам в начале путешествия... Прощаемся...Очень грустно. Но зато уже завтра мы увидим нашего мальчика, и нам кажется, что сокровища всех музеев мира можно отдать за одну улыбку или поцелуй нашего сына.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Мы очень правильно выбрали время - дети ещё учатся и поэтому не было слишком большого наплыва народа. Хотя сентябрь - тоже не плохо. Море в сентябре теплее.

Мы очень правильно выбрали направление - континентальная часть страны менее исследована туристами и потому жители намного гостеприимней, чем не островах, и вместе с тем инфраструктура туризма развита прекрасно.

Мы очень правильно выбрали вид отдыха - только путешествуя самостоятельно на машине, возможно позволить себе в дополнение к экскурсиям наслаждаться потрясающей девственной природой не из окна автобуса, а в живую.

Мы провели в Афинах в общей сложности четыре дня. Я думаю, это намного больше, чем требуется для такого типа путешествия. Два дня - как раз то что нужно.

Для отдыха на море правильней было бы выбрать Толо, а не Нафплион. Там и цены дешевле, и пляжи лучше. Расстояние между ними 12 км.